Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

 

Личностные и метапредметные результаты

освоения информатики

 

Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

· понимание роли информационных процессов в современном мире;

· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

· ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

 

Предметные результаты

освоения информатики

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;

· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

Введение в информатику

Выпускник научится:

· понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

· различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

· раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

· приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;

· оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

· декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

· оперировать единицами измерения количества информации;

· оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

· записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;

· составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

· использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

· описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);

· анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

· перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

· выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

· строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования

 

Выпускник получит возможность:

· углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

· научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

· научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

· переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;

· познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

· научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

· научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

· сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

· познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

· познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

· научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

 

Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

· понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость

· оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

· понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

· составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;

· исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

· исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;

· исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

· определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

· использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

· анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

· использовать логические значения, операции и выражения с ними;

· записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

 

 

Выпускник получит возможность научиться:

· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

· составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

· определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

· подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

· познакомиться с использованием в программах строковых величин;

· исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);

· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

· разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

· познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.

 

Информационные

и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

· называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

· описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

· подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

· классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

· выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

· разбираться в иерархической структуре файловой системы;

· осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

· применять основные правила создания текстовых документов;

· использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

· использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;

· работать с формулами;

· визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы);

· осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

· основам организации и функционирования компьютерных сетей;

· анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

· составлять запросы для поиска информации в Интернете;

· использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

 

Выпускник получит возможность:

· систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

· систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

· научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

· расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

· научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

· познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

· закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

· сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.

 

Содержание учебного предмета

9 класс

Общее число часов: 68 ч.

 

1. Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

Þ что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

Þ сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

Þ что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

Þ в чем состоят основные свойства алгоритма;

Þ способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

Þ основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

Þ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

Þ при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

Þ пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

Þ выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

Þ составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

Þ выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

2. Введение в программирование

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

Þ основные виды и типы величин;

Þ назначение языков программирования;

Þ что такое трансляция;

Þ назначение систем программирования;

Þ правила оформления программы на Паскале;

Þ правила представления данных и операторов на Паскале;

Þ последовательность выполнения программы в системе программирования..

Учащиеся должны уметь:

Þ работать с готовой программой на Паскале;

Þ составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

Þ составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

Þ отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

  1. Табличные вычисления в компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

Лабораторные работы:

1. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копи­рование.

2. Использование встроенных математиче­ских и статистических функций. Сорти­ровка таблиц.

3. Работа с диаграммами.

4. Использование абсолютной адресации и функции времени

Практические работы:

1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм

 

4. Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

Þ основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

Þ основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

Þ в чем состоит проблема безопасности информации;

Þ какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

. Учащийся должен уметь:

Þ регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

 

Основные виды учебной деятельности

Управление и алгоритмы

 

Графический учебный исполнитель как пример формального исполнителя.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных.

Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык

для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению

вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов

Аналитическая деятельность:

• определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

• анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

• определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

• преобразовывать

запись алгоритма из

одной формы в другую;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

• строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

• строить арифметические, строковые,

логические выражения и вычислять их

значения

Введение в программирование

Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Аналитическая деятельность:

• анализировать готовые программы;

• определять по программе, для решения

какой задачи она предназначена;

• выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

• программировать линейные алгоритмы,

предполагающие

вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие

оператор/операторы ветвления (решение

линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

• разрабатывать программы, содержащие

оператор (операторы) цикла

Табличные вычисления на компьютере

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и

шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод не-

больших целых чисел из двоичной,

восьмеричной и шестнадцатеричной

систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков

и диаграмм. Понятие о сортировке

(упорядочении) данных

Аналитическая деятельность:

• выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

• выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

• анализировать пользовательский

интерфейс

используемого

программного

средства;

• определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

• выявлять общее и отличия в разных

программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

• переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

• выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

• записывать вещественные числа в

естественной и нормальной формах;

• создавать

электронные

таблицы,

выполнять в них расчеты по встроенным и

вводимым пользователем формулам;

• строить диаграммы и графики в электронных таблицах

Информационные технологии и общество

Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества.

Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения.

Проблема безопасности информации.

Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Аналитическая деятельность:

Знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

Знать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

Знать в чем состоит проблема безопасности информации;

Соблюдать правовые нормы при использовании информационных ресурсов.

Практическая деятельность:

регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.

 

 

Формы организации учебных занятий:

урок-лекция, урок-исследование, урок практикум, урок-соревнование, урок-викторина, урок – деловая игра, интегрированный урок, консультация, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения обучающихся, урок закрепления знаний умений и навыков, групповой практикум, урок-зачет, лекционно-практические занятия, мультимедиалекции, семинары, практикумы, самостоятельные и групповые работы, проектная деятельность, миниконференции.

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики используются разнообразные методы и формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, а так же компьютерные формы обучения. Программой предполагается проведение практических работ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний обучающихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, получают профессиональную ориентацию.

 

В целях реализации права обучающихся, определенного ст.79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и учитывая рекомендации ИПРА и ПМПк МБОУ гимназии № 12 создать для обучающегося 9Б класса Раковского Богдана (ребенок-инвалид) организационно-педагогические условия обучения по информатике в 2020-2021 учебном году: учитывая потенциал и затруднения обучающегося, использовать при работе на уроке (занятии) методические приемы, способствующие освое нию им программы по информатике.

 

Поурочное планирование (учебный курс 68 часов)

9А класс

№ урока

Тема урока

Дата

 

Управление и алгоритмы

 

1.  

Техника безопасности в кабинете информатики.

Управление и кибернетика Управление с обратной связью

§1, §2

01.09/02.09

2.  

Автоматизированные и автоматические системы управления

§1.1

04.09

3.  

Роботы в нашей жизни

§1.2

08.09/09.09

4.  

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. § 3. Определение и свойства алгоритма

11.09

5.  

Графический учебный

§ 4. Графический учебный исполнитель

исполнитель

 

15.09/16.09

6.  

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

§ 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

 

18.09

7.  

Построение блок-схем. Использование циклов с предусловием.

§ 6. Циклические алгоритмы

22.09/23.09

8.  

Разработка циклических алгоритмов

25.09

9.  

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

 

29.09/30.09

10.  

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

Использование ветвлений

02.10

11.  

Использование рекурсивных процедур

§ 1.3

06.10/07.10

12.  

Решение задач по алгоритмизации

09.10

13.  

Повторение по теме Управление и алгоритмы

13.10/14.10

14.  

Тест по теме Управление и алгоритмы

16.10

 

Программирование

 

15.  

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

Линейные вычислительные алгоритмы

§ 8

20.10/21.10

16.  

Построение блок-схем и программ линейных вычислительных алгоритмов

§ 9, 10

23.10

17.  

Программирование на Паскале разветвляющихся алгоритмов. § 11, 12

27.10/

18.  

Оператор ветвления. Логические операции на Паскале

§ 13

06.11

19.  

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.

§ 13. Программирование ветвлений на Паскале

§ 14. Программирование диалога с компьютером

10.11/11.11

20.  

Программирование диалога с компьютером

§ 15

13.11

21.  

Множественный выбор. Оператор case of

17.11/18.11

22.  

Программирование ветвлений с множественным выбором

20.11

23.  

Контрольная работа по теме: «Линейные алгоритмы и ветвления»

24.11/25.11

24.  

Циклы на языке Паскаль

§ 15. Программирование циклов

27.11

25.  

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

01.12/02.12

26.  

Разработка программ с использованием цикла с постусловием

04.12

27.  

Разработка программ с использованием цикла с параметрами

08.12/09.12

28.  

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида

Использование алгоритма Евклида при решении задач

§ 16. Алгоритм Евклида

11.12

29.  

Разработка программ с использованием ветвлений и циклов

15.12/16.12

30.  

Повторение и обобщение по теме «Циклы»

18.12

31.  

Контрольная работа по теме «Циклы»

22.12/23.12

32.  

Одномерные массивы в Паскале

§ 17. Таблицы и массивы

§ 18. Массивы в Паскале

25.12

33.  

Разработка программ обработки одномерных массивов

12.01/13.01

34.  

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 19. Одна задача обработки массива

15.01

35.  

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.

19.01/20.01

36.  

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

§ 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

22.01

37.  

Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов

26.01/27.01

38.  

Сортировка массива

§ 21. Сортировка массива

29.01

39.  

Составление программы на Паскале сортировки элементов массива

02.02/03.02

40.  

Повторение и обобщение по теме «Массивы»

05.02

41.  

Контрольная работа по теме «Массивы»

09.02/10.02

 

Системы счисления

 

42.  

Системы счисления. История чисел

§17

12.02

43.  

Перевод чисел в позиционных системах счисления

§18

16.02/17.02

44.  

Арифметические операции в позиционных системах счисления

19.02

45.  

Двоичная система счисления.

§18

23.02/24.02

46.  

Перевод чисел в 2-ой, 8-ой, 16-ой системах счисления

26.02

47.  

Представление чисел в памяти компьютера

§ 19. Числа в памяти компьютера

02.03/03.03

48.  

Контрольная работа по теме Системы счисления

05.03

 

Табличные вычисления на компьютере

 

49.  

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

§20. Что такое электронная таблица

§ 21. Правила заполнения таблицы

09.03/10.03

50.  

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

12.03

51.  

Понятие диапазона. Относительная адресация. Встроенные функции. Сортировка таблицы

§ 22. Работа с диапазонами. Относительная адресация

16.03/17.03

52.  

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

19.03

53.  

Деловая графика. Условная функция.

§ 23. Деловая графика. Условная функция

§ 24. Логические функции и абсолютные адреса

23.03/

54.  

Построение графиков и диаграмм.

02.04

55.  

Логические функции и абсолютная адресация.

06.04/07.04

56.  

Использование логических функций и условной функции.

09.04

57.  

Электронные таблицы и математическое моделирование. § 25. Электронные таблицы и математическое моделирование

§ 26. Пример имитационной модели

13.04/14.04

58.  

Имитационные модели в электронных таблицах

16.04

59.  

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (практикум).

20.04/21.04

60.  

Повторение по теме «Табличные вычисления на компьютере»

23.04

61.  

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

27.04/28.04

 

Информационные технологии и общество

 

62.  

Предыстория информатики.

§ 22. Предыстория информатики

§ 23. История ЭВМ

30.04

63.  

История ЭВМ и программного обеспечения и ИКТ

§ 24. История программного обеспечения и ИКТ

04.05/05.05

64.  

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

§ 25. Информационные ресурсы современного общества

§ 26. Проблемы формирования информационного общества

07.05

65.  

Социальная информатика: информационная безопасность

§ 24. Информационная безопасность

11.05/12.05

66.  

Контрольная работа по теме Информационные технологии и общество

14.05

67.  

Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса

18.05/19.05

68.  

Анализ итогов контрольной работы.

21.05

9Б класс

Поурочное планирование (учебный курс 68 часов)

№ урока

Тема урока

Дата

 

Управление и алгоритмы

 

  1.  

Техника безопасности в кабинете информатики.

Управление и кибернетика Управление с обратной связью

§1, §2

01.09/02.09

2.  

Автоматизированные и автоматические системы управления

§1.1

04.09

3.  

Роботы в нашей жизни

§1.2

08.09/09.09

4.  

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. § 3. Определение и свойства алгоритма

11.09

5.  

Графический учебный

§ 4. Графический учебный исполнитель

исполнитель

 

15.09/16.09

6.  

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

§ 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

 

18.09

7.  

Построение блок-схем. Использование циклов с предусловием.

§ 6. Циклические алгоритмы

22.09/23.09

8.  

Разработка циклических алгоритмов

25.09

9.  

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма

 

29.09/30.09

10.  

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

Использование ветвлений

02.10

11.  

Использование рекурсивных процедур

§ 1.3

06.10/07.10

12.  

Решение задач по алгоритмизации

09.10

13.  

Повторение по теме Управление и алгоритмы

13.10/14.10

14.  

Тест по теме Управление и алгоритмы

16.10

 

Программирование

 

15.  

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

Линейные вычислительные алгоритмы

§ 8

20.10/21.10

16.  

Построение блок-схем и программ линейных вычислительных алгоритмов

§ 9, 10

23.10

17.  

Программирование на Паскале разветвляющихся алгоритмов. § 11, 12

27.10/

18.  

Оператор ветвления. Логические операции на Паскале

§ 13

06.11

19.  

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.

§ 13. Программирование ветвлений на Паскале

§ 14. Программирование диалога с компьютером

10.11/11.11

20.  

Программирование диалога с компьютером

§ 15

13.11

21.  

Множественный выбор. Оператор case of

17.11/18.11

22.  

Программирование ветвлений с множественным выбором

20.11

23.  

Контрольная работа по теме: «Линейные алгоритмы и ветвления»

24.11/25.11

24.  

Циклы на языке Паскаль

§ 15. Программирование циклов

27.11

25.  

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

01.12/02.12

26.  

Разработка программ с использованием цикла с постусловием

04.12

27.  

Разработка программ с использованием цикла с параметрами

08.12/09.12

28.  

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида

Использование алгоритма Евклида при решении задач

§ 16. Алгоритм Евклида

11.12

29.  

Разработка программ с использованием ветвлений и циклов

15.12/16.12

30.  

Повторение и обобщение по теме «Циклы»

18.12

31.  

Контрольная работа по теме «Циклы»

22.12/23.12

32.  

Одномерные массивы в Паскале

§ 17. Таблицы и массивы

§ 18. Массивы в Паскале

25.12

33.  

Разработка программ обработки одномерных массивов

12.01/13.01

34.  

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 19. Одна задача обработки массива

15.01

35.  

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.

19.01/20.01

36.  

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

§ 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

22.01

37.  

Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов

26.01/27.01

38.  

Сортировка массива

§ 21. Сортировка массива

29.01

39.  

Составление программы на Паскале сортировки элементов массива

02.02/03.02

40.  

Повторение и обобщение по теме «Массивы»

05.02

41.  

Контрольная работа по теме «Массивы»

09.02/10.02

 

Системы счисления

 

42.  

Системы счисления. История чисел

§17

12.02

43.  

Перевод чисел в позиционных системах счисления

§18

16.02/17.02

44.  

Арифметические операции в позиционных системах счисления

19.02

45.  

Двоичная система счисления.

§18

23.02/24.02

46.  

Перевод чисел в 2-ой, 8-ой, 16-ой системах счисления

26.02

47.  

Представление чисел в памяти компьютера

§ 19. Числа в памяти компьютера

02.03/03.03

48.  

Контрольная работа по теме Системы счисления

05.03

 

Табличные вычисления на компьютере

 

49.  

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

§20. Что такое электронная таблица

§ 21. Правила заполнения таблицы

09.03/10.03

50.  

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

12.03

51.  

Понятие диапазона. Относительная адресация. Встроенные функции. Сортировка таблицы

§ 22. Работа с диапазонами. Относительная адресация

16.03/17.03

52.  

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

19.03

53.  

Деловая графика. Условная функция.

§ 23. Деловая графика. Условная функция

§ 24. Логические функции и абсолютные адреса

23.03/

54.  

Построение графиков и диаграмм.

02.04

55.  

Логические функции и абсолютная адресация.

06.04/07.04

56.  

Использование логических функций и условной функции.

09.04

57.  

Электронные таблицы и математическое моделирование. § 25. Электронные таблицы и математическое моделирование

§ 26. Пример имитационной модели

13.04/14.04

58.  

Имитационные модели в электронных таблицах

16.04

59.  

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (практикум).

20.04/21.04

60.  

Повторение по теме «Табличные вычисления на компьютере»

23.04

61.  

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»

27.04/28.04

 

Информационные технологии и общество

 

62.  

Предыстория информатики.

§ 22. Предыстория информатики

§ 23. История ЭВМ

30.04

63.  

История ЭВМ и программного обеспечения и ИКТ

§ 24. История программного обеспечения и ИКТ

04.05/05.05

64.  

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

§ 25. Информационные ресурсы современного общества

§ 26. Проблемы формирования информационного общества

07.05

65.  

Социальная информатика: информационная безопасность

§ 24. Информационная безопасность

11.05/12.05

66.  

Контрольная работа по теме Информационные технологии и общество

14.05

67.  

Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса

18.05/19.05

68.  

Анализ итогов контрольной работы.

21.05