Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип






ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Информация об опыте

Тема опыта:

«Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой»

Условия возникновения опыта:

Бушковская.jpgЯ, Бушковская Татьяна Алексеевна, работаю учителем физической культуры в гимназии № 12, имею высшее образование, закончила Волгоградский институт физической культуры. Имею первую квалификационную категорию.

Моя профессия – осознанный выбор, мечта детства, возможность реализации собственного потенциала для воспитания подрастающего поколения, моё хобби. В профессии я с 1993 года. Но в моей педагогической деятельности, был довольно большой перерыв. Моё возвращение в школу совпало с введением 3-го часа физической культуры.

Я понимала, что с одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры, к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.

Таким образом, у меня возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.

Актуальность опыта:

Я считаю, что эта проблема имеет особую актуальность, так как мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего педагогического опыта: «Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой», над которой я работаю с 2012 года.

Длительность работы над опытом:

Работа по формированию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках физической культуры была начата в 2012 г. Было выбрано направление работы, определены её перспективы.

Диапазон опыта:

Диапазон опыта охватывает организацию деятельности по физической культуре в единой системе «урок – внеурочная деятельность - внеклассная работа».

Новизна опыта:

Новизна опыта заключается в создании системы работы и условий для формирования положительной мотивации и интереса учащихся к занятиям физической культурой, для повышения уровня физической подготовленности и физического здоровья школьников на современном этапе модернизации школьного образования.

Технология опыта

Целью же опыта я определила: как поиск средств, повышающих уровень мотивации школьников к занятиям физической культурой и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности.

В эту работу включились и мои коллеги. Для достижения поставленной цели мы определили решение следующих задач:

1. Изучить научно-методическую литературу.

2 Исследовать мнение учащихся по вопросу мотивации и отношению к занятиям физической культуры.

3. Разработать и обосновать эффективность выбора средств, форм и методов по формированию положительной мотивации учащихся к занятиям спортивной деятельности, через урок – внеурочную деятельность – внеклассную работу.

На первом этапе мной изучалась научно-методическая литература и состояние проблемы на практике. Вопросами формирования мотивационной сферы учащихся занимались такие ученые как В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Р. А. Жданова, В. С. Ильин, А. К. Маркова, и др.

Анализ научной литературы по проблеме позволил мне выяснить: 1) уровни ее разработанности, 2) определить основы опытно-экспериментальной работы и 3) выделить условия, способствующих формированию познавательных мотивов.

В практике же я использовала методику по изучению и формированию мотивации учения школьников Марковой А.К., включающую изучение мотивации учащихся, планирование ее развития и контроль за этим процессом. Мною проведено теоретическое исследование сущности «мотива» и мотивации.

На втором этапе определились экспериментальные способы изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также исследовалось мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической культуры в школе. С этой целью мною было проведено анкетирование в гимназии №12. Всего было задействовано 112 учащихся 3-х, 7-х, 10-х классов.

Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления:

-субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в школе,

-особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей разного школьного возраста.

В результате анкетирования было получены следующие данные:

1. Подавляющее большинство учащихся ответили, что им, в общем, нравятся уроки физической культуры (93%, 68%, 65%)

2. А вот например, на вопрос: «Почему вы посещаете уроки физической культуры в школе?» Большинство учащихся 3 классов выбрали следующие варианты ответов: -удовлетворить свою потребность в движении; -отдохнуть от занятий в классе; -получить положительные эмоции;

Большинство семиклассников выбрали следующие варианты ответов: -проверить свои силы, испытать себя; -пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований и игр; -укрепить здоровье;

Большинство старшеклассников выбрали такие варианты ответов: -укрепить здоровье; -улучшить настроение, самочувствие, получить положительные эмоции; -поддержать и скорректировать фигуру.

По итогам анкетирования я сделала вывод о том, что мотивация учащихся носит исключительно возрастной характер, в зависимости от ведущего вида деятельности и зависит от следующих факторов:

· от потребностей детей,

· личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства,

· особенностей воспитательной работы в классе, в семье,

· от физической и технической подготовленности учащихся и от уровня их физического развития,

· от условий образовательной среды.

На третьем этапе я осуществила подбор форм, методов, средств физического воспитания, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры школьников, повысить уровень физической подготовленности и физического развития и, как следствие, укрепить здоровье школьников.

Я понимала, что формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:

1. Технология дифференцированного обучения

Работая в школе учителем физической культуры, я столкнулась с проблемой, в которой с одной стороны на урок приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные учебные действия. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.

Например, (по группам здоровья). Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.

Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.

2. Игровые технологии помогают в моей работе повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.

3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

Например: на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный ученик выбирает для показа сложное упражнение и руководит работой группы; три других ученика в связке с первым демонстрируют задание, а менее подготовленный ученик поддерживает и страхует учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.

4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, ребусы, обширный теоретический материал помогают мне сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.

5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), на мой взгляд, наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной деятельности.

Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.

6. Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры - это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.

Например: учащаяся 10 класса Гаркушенко Анна выполнила проект спортивного праздника «Со спортом дружить – здоровым быть» и провела этот праздник во 2-х классах.

7. Здоровьесберегающие технологии помогают мне осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами использую элементы фитнес -технологий, такие как степ-аэробику, упражнения на фитболах, шейпинг, которые являются действенным средством повышения интереса девочек к занятиям, способствуют повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.

Я считаю используемые мной технологии - комплексным инновационным процессом, основанным на изменениях ценностей в отношении мотивации учащихся к занятиям физической культурой, к учебной деятельности, к формированию здорового образа жизни и к своему здоровью.

Данные технологии применялись мною на основе системно - деятельностного подхода, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Также я понимала, что успех обучения, процесс вовлечения школьников в активную деятельность, выполнение поставленных целей зависит от способов их достижения, т.е. методов обучения.

В своей работе, наряду с общепринятыми методами, для повышения интереса и активности учащихся использую проблемно-поисковый, игровой, соревновательный, групповой методы. На занятиях со старшеклассниками предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен, он включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Он органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает мне эффективно организовать учебную деятельность.

В своей работе, для проверки домашнего задания или контроля усвоения материала стараюсь применять интерактивные методы. Например, метод «Незаконченного предложения», или метод «Совместного проекта» применяю при работе в группе. Например, на уроках гимнастики учащиеся, работая в группах, составляют зачётные комбинации из ранее изученных элементов на бревне и на акробатике. Потом демонстрируют их и предлагают учащимся другой группы повторить.

Применяю также фронтальный, групповой, индивидуальный методы, использую различные варианты нагрузок и отдыха.

В результате моего творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные формы организации образовательного пространства:

· уроки проблемного изложения;

· уроки-путешествия;

· уроки-исследования;

· уроки-турниры;

· уроки с групповыми методами работы;

· уроки-проекты;

· интегрированные уроки и др.

В гимназии я веду активную работу по включению учащихся во все виды внеурочной и внеклассной деятельности. Для меня с коллегами стало традицией проводить такие мероприятия, как:

· дни здоровья;

· соревнования между классами по футболу, баскетболу, пионерболу;

· личное первенство по настольному теннису;

· весёлые старты;

· декады физической культуры;

· конкурсы рисунков и фотоколлажи «Спорт в нашей жизни», «ЗОЖ»;

· «Рыцарские турниры»;

· «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;

· «Папа, мама, я - спортивная семья»;

· спортивные занятия с учителями;

· День пожилого человека.

В рамках внеурочной деятельности, во вторых классах провожу занятия по программе «Подвижные игры», а в 3-4 классах работаю по программе «Азбука волейбола». Учитывая желания и интересы подростков, мной была разработана и реализуется программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов «Мир спортивных игр», в рамках ФГОС. Ее реализация способствует тому, что ребята с удовольствием принимают активное участие как в школьных, городских, так и во всероссийских соревнованиях:

· в течение последних 3 лет наши гимназисты являются победителями и призёрами городской Спартакиады школьников;

· ежегодно наши дети и их родители участвуют и побеждают во Всероссийском конкурсе «Кросс наций»;

· являются призёрами областного этапа Всероссийских соревнований «Президентские состязания», которые проходят в Неклиновском районе.

Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.

Говоря о результативности моего опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся.

1.Позитивная динамика развития учебной мотивации

За последние 3 года, в гимназии, по результатам анкетирования, наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8%, а у старшеклассников - на 13%.

Классы

2012 год

2013 год

2014 год

2 - 3 - 4

93%

95%

98%

7 - 8 - 9

68%

72%

76%

10 -11

65%

78%


(сравнительная диаграмма за 2012, 2013, 2014 г.)

2. Позитивная динамика качества освоения учащимися учебных программ

Качество освоения учащимися учебных программ по физической культуре так же повысилось на 4% и составляет 94% .

Высокое качество освоения учащимися учебных программ свидетельствует о высокой позитивной мотивации к учению по физической культуре.

Год

Уровень

Качество

2012-13

100%

90%

2013-14

100%

91%

2014-15

100%

94%

3. Положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся.

Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков растет по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек, в других рост достижений идёт в виде «ножниц», чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и у девочек.

Уровень физической подготовленности

2012 год

2013 год

2014 год

Высокий

35%

38%

39%

Средний

59%

58%

58%

Низкий

6%

4%

3%

4. Увеличение общего количества учащихся занимающихся в спортивных кружках и секциях

За последние годы мы с коллегами наблюдаем увеличение количества занимающихся в спортивных кружках и секциях от общего числа учащихся нашей гимназии.

Год

Кол-во занимающихся в спортивных кружках и секциях

2012-13

29%

2013-14

32%

2014-15

36%

5. Динамика участия обучающихся в муниципальных олимпиадах

Наши гимназисты регулярно принимают участие в школьных, городских и областных олимпиадах по физической культуре, где неоднократно становятся победителями и призёрами. С каждым годом число призёров увеличивается.

Год

Количество участников

Количество победителей и призёров

2012-13

19

6

2013-14

22

6

2014-15

23

7 (3)

6. Всероссийский конкурс «Школьные Олимпиадные идеи»

В 2014 году 23 учащихся нашей гимназии принимали участие во всероссийском интерактивном заочном конкурсе по физической культуре и в общем зачёте заняли 3 первых и 7 третьих мест.

Работая тренером – совместителем в детской спортивной школе, на базе гимназии, веду секцию по лёгкой атлетике с младшими школьниками, пропагандирую красоту, многообразие видов и полезность этого спорта.

В своей работе учитываю результаты профилактических осмотров учащихся нашей гимназии с использование аппаратно - программных комплексов «Армис».

Основными формами взаимодействия с родителями для меня являются выступления на родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед.

Веду активную работу с родителями по привлечению их детей в спортивные секции. Систематично довожу до сведения родителей мониторинг физического развития, успеваемость, спортивные успехи и результаты учащихся. Традиционным стало проведение «Дней здоровья» с участием родителей.

Оказываю методическую помощь в разработке, проведении и анализе уроков, внеклассных мероприятий студентам ЮФУ.

Большое внимание уделяю вопросам самообразования, слежу за новинками методической литературы, читаю журналы «Физкультура в школе», «Здоровье школьника». С большим интересом посещаю открытые уроки своих коллег и семинары.

Опыт работы по данной теме размещён на сайте МБОУ гимназии № 12 и на моём мини-сайте: http://nsportal.ru/bushkovskaya-tatyana-alekseevna.

Выводы.

Анализируя свою деятельности по теме, мною сделаны выводы о том, что сложившаяся система :

· позволила выделить эффективные формы и методы организации образовательного процесса, с учётом потребностей, интересов учащихся, их возрастных особенностей;

· повлияла на формирование физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья.

· способствовала личностному росту учителя и, как следствие, повышению качества образования;

Перспективы

Перспективу дальнейшей работы я вижу:

  •  в продолжение исследований по данной теме, так как вижу необходимость внедрения в образовательный процесс работу с индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой;
  • в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей;
  •  в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО, который будет внедрён в школы нашего города с 1 сентября 2015 года.