Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Предметные результаты освоения программы:
Выпускник получит возможность научиться :
· понимать специфику музыки как вида искусства;
· иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
· иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Выпускник научится:
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему |
Формы организации учебных занятий |
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
Музыка в формировании духовной культуры личности 1. О традиции в музыке (3 часа) Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна. 2. Сказочно-мифологические темы (5 часов) + заключительный урок (1 час) Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П.Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я.Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир. 3. Мир человеческих чувств (10 часов) Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня о оцарте. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг. 4. В поисках истины и красоты (5 часов) Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола. 5. О современности в музыке (8 часов) Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии.О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А.Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю.Чичков Россия, Россия 6. Музыка всегда остаётся (1 час) Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский.Стихи А.Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная. 7.Заключительный урок –викторина, урок-концерт (2 час) Итоговое тестирование. Урок-викторина. Концерт. Исследовательский проект |
Введение в тему. Сообщение и усвоение новых знаний. Расширение и углубление знаний. Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Повторение и обобщение полученных знаний. |
При изучении возможностей музыки в становлении духовной культуры личности опыт музыкально-творческой деятельности учащихся приобретается в процессе: - философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества; - сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах; - выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека; - осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни; - обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению «вечных» тем музыкального искусства; - становления в представлении учащихся целостной художественной картины мира на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью; - освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: пения, игры на электронных музыкальных инструментах; - импровизации и сочинения музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий; - применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования. |
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Тема |
Дата | |
I.Музыка в формировании духовной культуры личности. |
35ч. |
|
| ||
|
Традиция и современность в музыке. |
3 |
1.Музыка «старая» и «новая». |
8А — 8Б — 8В - | |
2.Настоящая музыка не бывает «старой». |
8А — 8Б — 8В - | ||||
3.Живая сила традиции. |
8А — 8Б — 8В - | ||||
Сказочно – мифологичес- кие темы. |
6 |
4.Искусство начинается с мифа. |
8А — 8Б — 8В - | ||
5.Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка». |
8А — 8Б — 8В - | ||||
6.Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. |
8А — 8Б — 8В - | ||||
7.Поэма радости и света: К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». |
8А — 8Б — 8В - | ||||
8.«Благословляю вас, леса …» |
8А — 8Б — 8В - | ||||
9.Обобщение по теме «Сказочно – мифологические образы». |
8А - 8Б – 8В - | ||||
Мир человеческих чувств. |
10 |
10.Образы радости в музыке. |
8А - 8Б – 8В - | ||
11.«Мелодией одной звучат печаль и радость» |
8А - 8Б – 8В - | ||||
12.« Бессмертие» Д. Шостаковича |
8А - 8Б – 8В - | ||||
13.«Слёзы людские, о слёзы людские…» |
8А - 8Б – 8В - | ||||
14.Бессмертные звуки «Лунной сонаты». |
8А - 8Б – 8В - | ||||
15.Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». |
8А - 8Б – 8В - | ||||
16.«В крови горит огонь желанья…». |
8А - 8Б – 8В - | ||||
17.Трагедия любви в музыке. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
18.Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». |
8А - 8Б – 8В - | ||||
19.Мотивы пути и дороги в русском искусстве. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
В поисках истины и красоты. |
5 |
20.Мир духовной музыки. |
8А - 8Б – 8В - | ||
21.Колокольный звон на Руси. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
22.Рождественская звезда. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
23.От Рождества до Крещения. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
24.«Светлый праздник».Православная музыка сегодня. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
О современности в музыке. |
10 |
25.Как мы понимаем современность. |
8А - 8Б – 8В - | ||
26.Вечные сюжеты. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
27.Философский образ XX века: « Турангалила – симфония» О.Мессиана. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
|
28.Диалог востока и запада в творчестве современных отечественных композиторов |
8А - 8Б – 8В - | |||
29.Новые образы в музыке XX века (джазовая и эстрадная музыка). |
8А - 8Б – 8В - | ||||
Музыка всегда остаётся |
30.Лирические страницы советской музыки. |
8А - 8Б – 8В - | |||
31.Диалог времён в музыке А.Шнитке. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
32.«Любовь никогда не перестанет». |
8А - 8Б – 8В - | ||||
33.Музыка всегда остаётся. |
8А - 8Б – 8В - | ||||
34. Итоговый урок по теме «Традиция и современность в музыке». |
8А - 8Б -8В - | ||||
35. Исследовательский проект |
8А - 8Б – 8В - | ||||