Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты изучения учебного предмета "История"

История Нового времени

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

· российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

· осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

· усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

· умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

· использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

· умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

· целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

· базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

· способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

· уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.

Структура курса

« История России XVI — конец XVII века »

Тема

Примерное кол-во часов

1

Введение.

1

2

Россия в XVI в

19

3

Россия в XVII в.

19

4

Итоговое повторение.

1

5

Резерв

2

Итого

42

«История Нового времени»

Тема

Кол-во часов

1

Введение. От Средневековья к Новому времени

1

2

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

18

3

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

7

4

Итоговое повторение. Значение раннего Нового времени .

1

5

Резерв

1

Итого

28

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки.

Групповые формы обучения: обучающие игры

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

« История России XVI — конец XVII века »

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Вводный урок.

Место и значение периода XVI — конца XVII в. в истории Рос­сии. Общие закономерности становления и развития многонаци­онального Российского государства.

Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVI в. Планировать деятельность по изу­чению истории России XVIXVII вв. Характеризовать источники по российской истории XVI—XVII столетий

Тема 1. Россия в XVI в. ( 19 часов)

Завершение объединения русских земель вокруг Мо­сквы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказ­ная система. Боярская дума. Система местничества. Мест­ное управление. Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середи­ны XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Сто­глав». Земская реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречи­вость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобра­зований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения кре­стьянства.

Перемены в социальной структуре российского обще­ства в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Ка­занского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.

Православие как основа государственной идеологии. Те­ория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриарше­ства. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отноше­ний в XVI в.

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Объяснять значение понятия : челобитная, посад, самодержец, выражения «Москва — Третий Рим», реформа, стрельцы, приказ, служилые люди, опричнина, «заповедные лета», крепостное право

Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III , социально­-экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в. ,

«Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения, основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов,

причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне, основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в.

Показывать на карте территори­альные приобретения Москов­ского государства в первой трети XVI в., территорию и главные города Московского государства в середине XVIв.

Составлять характеристику (исторический портрет Василия III , Ивана IV .

Составлять описание памятников материальной и художествен­ной культуры; объяснять, в чем состояло их назначение; оценивать их достоинства

Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках

Тема 2. Смута в России. (19 часов)

Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царство­вание Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борь­ба против интервенции сопредельных государств. Подъ­ём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Земский собор 1613 г. и его роль в раз­витии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Ев­ропе и в России

Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.

Социальные движения второй половины XVII в. Соля­ной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Внешняя полити­ка России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в со­став России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Ре­чью Посполитой

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие веро­вания в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное пространство

Культура народов России в XVII в.

Давать определения понятий: патриаршество, урочные лета, Смута, самозванец, крестоцеловальная запись, Семибоярщина, Первое ополче­ние. засечная черта, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок , : сословие, дворянство, духовен­ство, Государев двор, посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне абсолютизм , раскол, старообрядчество, казаки Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сослов­но-представительная монархия, самодержавие

Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова, царя Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и давать им оценку,

Объяснять причины кризиса власти,

значение учреждения в России патриаршества.

Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в., в чем заключались причины Смуты.

Систематизировать исторический материал в форме хронологиче­ской таблицы «Смутное время в России»

Аргументировать оценку действий участников ополчений

Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотнико­ва, польских и шведских интервен­тов, Первого ополчения. Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в.

Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в., власть первых Романовых; сильные и слабые стороны приказной системы

сравнивать ее с властью Ивана Грозного.

Составлять таблицу «Основные со­словия в России XVII в.»; использо­вать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества

Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информа­цию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.»

Итоговый урок

Систематизировать исторический материал по истории России XVIXVII вв.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVIXVII вв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

«История Нового времени: 1500—1700 »

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Введение. От Средневековья к Новому времени. Традици­онное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Хронологические границы и этапы Нового времени.

Объяснять смысл понятия Новое время.

Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе со­бытий.

Рассказывать о технических откры­тиях и их социально-экономических по­следствиях.

Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев.

Характеризовать открытие и его значение

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

Человек Нового времени. Развитие личностных характе­ристик человека, его стремление к самостоятельности и успе­ху. Предприниматели.

Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и поли­тика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Новые изобретения и усовершенствования. Новые источ­ники энергии . Кни­гопечатание. Географические представления.

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых ко­лониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсо­лютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Дух предпринимательства преобразует экономику. Усло­вия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торгов­ли. Европейское общество в раннее Новое время. Измене­ния в социальной структуре общества, его основные занятия.

Повседневная жизнь. Евро­пейское население и основные черты повседневной жизни. Великие гуманисты Европы. От раннего Возрождения к высокому. Мир художественной культуры Возрождения. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гу­манизма и их воплощение в литературе и искусстве. Рождение новой европейской науки. Условия разви­тия революции в естествознании. Начало Реформации в Европе. Обновление христиан­ства. Мартин Лютер: человек и общественный дея­тель. Распространение Реформации в Европе. Контррефор­мация. Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монар­хии во Франции.

Магеллана, Э. Кортеса.

Рассказывать о значении Великих географических открытий. об условиях развития предпринимательства.

Выделять в тексте условия склады­вания абсолютизма в европейских госу­дарствах.

Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона.

Объяснять причины появления ре­спублик в Европе, как изменилось произ­водство с появлением мануфактуры.

Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время.

Оценивать действия властей по от­ношению к нищим и их последствия. Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Раскрывать смысл и формулиро­вать содержание понятия Реформация.

Называть причины и сущность Ре­формации.

Показывать особенности проте­стантизма

Формулировать и аргументировать

свою точку зрения по отношению к со­бытиям и процессам Реформации.

Объяснять эффект учения Кальвина.

Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации.

Сравнивать учение Лютера и Каль­вина по самостоятельно найденному ос­нованию, позиции католиков и гугенотов.

Выполнять самостоятельную рабо­ту, опираясь на содержание изученной главы учебника

Тема 2. Первые революции Нового времени.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

Освободительная война в Нидерландах. Рождение Ре­спублики Соединённых провинций. Нидерланды — «жем­чужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Ев­ропе с конституционной парламентской монархией Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица мо­рей. Международные отношения в XVI—XVIII вв. Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Со­перничество между Францией, Англией и Испанией. Тридца­тилетняя война — первая общеевропейская война. Влияние европейских войн на международные отношения.

Называть причины революции в Нидерландах.

Характеризовать особенности Гол­ландской Республики.

Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. об основных событи­ях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля.

Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к ре­волюционным событиям. Объяснять причины начала проти­востояния короля и парламента в Ан­глии.

Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять сообщение об О. Кром­веле и его роли в изменении Англии.

Объяснять особенности парламент­ской системы в Англии.

Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его

Календарно-тематическое планирование

« История России XVI — конец XVII века »

Тема урока

Кол-во час

дата

Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)

1

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических от­крытий.

1

2

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

3

Формирование единых го­сударств в Европе и России

1

4

Российское государство в первой трети XVI в.

1

5

Внешняя политика Рос­сийского государства в первой тре­ти XVI в.

1

6-

Начало правления Ива­на IV.

1

7

Реформы Избранной рады

1

8

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

9

Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

1

10

Внешняя политика России во второй половине XVI в. Присоединение территорий на Востоке.

1

11

Внешняя политика России во второй половине XVI в. Ливонская война.

1

12

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

1

13

Народы России во второй половине XVI в.

1

14

Опричнина.

1

15

Последствия опричнины.

1

16

Россия в конце XVI в.

1

17

Церковь и государство в XVI в.

1

18

Культура России в XVI в.

1

19

Повсе­дневная жизнь и быт народов России в XVI в.

1

20

Повторительно-обобщающий урок « Россия в XVI в.»

1

Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)

21

Внешнеполитические свя­зи России с Европой и Азией в кон­це XVI — начале XVII в.

1

22

Смута в Российском государстве.

1

23

Смута в Российском государстве.

1

24

Окончание Смутного вре­мени.

1

25

Экономическое развитие России в XVII в.

1

26

Россия при первых Рома­новых: перемены в государствен­ном устройстве

1

27

Изменения в социальной структуре российского общества.

1

28

Народные движения в XVII в.

1

29

Россия в системе международных отношений со странами Западной Европы.

1

30

Россия в системе международных отношений со странами исламского мира и Китаем.

1

31

«Под рукой» российско­го государя: вхождение Украины в состав России

1

32

Русская православная цер­ковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

1

33

Народы России в XVII в.

1

34

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

35

Культура народов России в XVII в.

1

36

Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

1

37

Повседневная жизнь народов России в XVII в.

1

38

Повседневная жизнь народов Сибири и Северно­го Кавказа в XVII в.

1

39

Повторительно - обобщающий урок .

1

40

Итоговая контрольная работа

« История России XVI — конец XVII »

1

41- 42

Резерв

2

Итого

42

«История Нового времени»

Тема урока

Кол-во час

дата

Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (19 ч)

1

Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану

1

2

Встреча миров. Великие географиче­ские открытия и их последствия.

1

3

Усиление королевской власти в XVI — XVII вв. Абсолютизм в Европе.

1

4

Дух предпринимательства преобразу­ет экономику.

1

5

Европейское общество в раннее Но­вое время.

1

6

Повседневная жизнь.

1

7

Великие гуманисты Европы.

1

8

Мир художественной культуры Воз­рождения.

Живопись.

1

9

Мир художественной культуры Воз­рождения.

Архитектура.

1

10

Рождение новой европейской науки. Коперник Н. Бруно Дж., Галилей Г.

1

11

Рождение новой европейской науки. Ньютон И., Бэкон Ф., Декарт Р.

1

12

Начало Реформации в Европе. Обнов­ление христианства.

1

13

Начало Реформации в Европе. Обнов­ление христианства.

1

14

Распространение Реформации в Евро­пе. Контрреформация.

1

15

Распространение Реформации в Евро­пе. Контрреформация

1

16

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.

1

17

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море.

1

18

Религиозные войны и укрепление аб­солютной монархии во Франции.

1

19

Повторение и обобщение.

1

Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (7 ч)

20

Освободительная война в Нидерлан­дах.

1

21

Рождение Республики Соединён­ных провинций.

1

22

Парламент против короля. Революция в Англии.

1

23

Путь к парламентской монархии.

1

24

Международные отношения в XVI — XVII вв.

1

25

Государства Востока в эпоху раннего Нового времени.

1

26

Государства Востока в эпоху раннего Нового времени

1

Итоговое повторение (2ч)

27

Значение раннего Нового времени.

1

28

Резерв.

1

Итого

28