Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о животных, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

В результате освоения учебного курса «Биология. 7 класс» учащиеся будут:

Знать:

· основные черты сходства и отличия животных от растений;

· основные виды животных своей местности

· биологические и экологические особенности животных своей местности

· связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания

· сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных

· связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями

· особенности индивидуального и исторического развития животных

· роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды

· значение животных в природе и жизни человека

· законы об охране животного мира

Определять:

· определять видовое название животных с использованием атласа – определителя;

· определять необходимое оборудование и условия проведения опыта, эксперимента;

· определять необходимые условия для осуществления жизнедеятельности различных организмов

Описывать:

· описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;

· описывать внешнее строение животных по предложенному плану;

· описывать внутреннее строение животных по предложенному плану

· описывать процессы жизнедеятельности животных в связи с их организацией

Объяснять:

· объяснять взаимосвязь строения органоидов клетки, тканей с выполняемой функцией;

· объяснять особенности внешнего и внутреннего строения животных в связи со средой обитания;

· объяснять роль некоторых органов в жизни животных

· объяснять появление (изменение) новых органов у животных в результате филогенеза (ароморфозы)

Сравнивать:

· сравнивать растения и животных и делать выводы на основе сравнения;

· сравнивать эволюционные группы животных и делать выводы на основе этого сравнения

· сравнивать животных между собой и делать выводы на основе сравнения;

Распознавать:

· распознавать на рисунке животную клетку и описывать особенности ее строения и функционирования

· распознавать на таблицах, рисунках животные ткани и описывать особенности их строения и функционирования

    • распознавать на таблицах, рисунках органы и системы органов животных и описывать особенности их строения и функционирования

· распознавать животных на таблицах, рисунках

Характеризовать:

· характеризовать основные среды жизни животных;

· характеризовать типы взаимоотношений животных, место и роль животных в экосистемах

· характеризовать особенности строения и жизнедеятельности животных в связи с их уровнем организации

· характеризовать циклы развития животных

· характеризовать роль животных в природе и жизни человека

Обосновывать:

· обосновывать принадлежность животных к тому или иному отряду, классу, типу;

· обосновывать меры профилактики глистных заболеваний

· обосновывать особенности строения животных, связанные со средой обитания;

· обосновывать уровень организации животных;

Устанавливать:

· устанавливать взаимосвязь строения органов с выполняемой функцией;

Проводить:

· проводить самостоятельный поиск биологической информации о животных Ростовской области (РК)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· для определения наиболее распространенных в Ростовской области животных (РК)

· для определения наиболее распространенных в Ростовской области ядовитых и опасных животных (РК)

· для оказания первой медицинской помощи при укусах, отравлениях и т.д.

    • для составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за домашними животными;
    • для умения проводить наблюдения за домашними животными;
    • для соблюдения правил по профилактике заражения паразитическими, глистными заболеваниями;
    • для проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Содержание учебного предмета

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязь животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах ( цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.

Классификация животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· составление плана текста;

· владение таким видом изложения текста, как повествование;

· под руководством учителя проведение непосредственного наблюдения;

· получение биологической информации из различных источников;

· сравнение растений и животных и формулировка выводов на основе сравнения;

· умение распознавать животных на таблицах, рисунках

· ориентирование в схемах современной классификации животных

· характеристика основных сред жизни животных;

· умение называть основные таксономические группы животных;

· построение схем современной классификации животных

Тема 2. Строение тела животных (3 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Животный организм как биосистема.
Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей.

Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, системы органов и целостного организма.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· объяснение взаимосвязи строения органоидов клетки, тканей с выполняемой функцией;

· сравнение животных тканей между собой, растительных и животных клеток и формулировка выводов на основе сравнения.

· Умение распознавать на таблицах, рисунках органы и системы органов животных и описывать их;

· характеристика типов симметрии тела, кровеносных систем, рефлексов;

Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе.

Класс Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли).

Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание ,выделение, размножение, инцистирование.

Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты как животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Тип Инфузории. Инфузория- туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· сравнение простейших между собой и с одноклеточными растениями и формулировка выводов на основе сравнения.;

· умение обосновывать принадлежность простейших к тому или иному типу, классу;

· Умение работать с микроскопом, готовить микропрепараты;

· характеристика паразитических простейших, меры профилактики и борьбы с ними.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные (3 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение.

Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток.

Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать кишечнополостных на таблицах, рисунках и описывать их;

· сравнение животных между собой и с одноклеточными растениями и формулировка выводов на основе сравнения.;

· характеристика особенностей строения и жизнедеятельности кишечнополостных

· умение обосновывать принадлежность кишечнополостных к тому или иному классу;

· в результате работы с литературными источниками приводить примеры распространенности кишечнополостных в природе.

Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей . Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви ( Нематоды) аскарида как представители типа круглых червей. Строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями.

Кольчатые черви. Многообразие. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать плоских, круглых и кольчатых червей на таблицах, рисунках и описывать их;

· сравнение животных между собой и с одноклеточными растениями и формулировка выводов на основе сравнения.;

· умение обосновывать принадлежность червей к тому или иному классу;

· объяснение особенностей организации червей различных классов;

· составление характеристики типа

· умение распознавать паразитических червей на таблицах, рисунках и описывать их;

· характеристика особенностей строения, циклов развития паразитических червей и их приспособления к паразитизму;

· в результате работы с литературными источниками приводить примеры распространенности паразитических червей

· обоснование мер профилактики глистных заболеваний

· проведение самостоятельного поиск биологической информации о свободноживущих и паразитических червях Ростовской области (РК)

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.

Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Виноградная улитка. Ее приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица). Ее место обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатица. Особенности их строения. Передвижение.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

• умение распознавать моллюсков на таблицах, рисунках и описывать их;

• сравнение животных между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

• умение обосновывать принадлежность моллюсков к тому или иному классу;

• объяснение особенностей их строения в связи со средой обитания;

• установление взаимосвязи строения органов с выполняемой функцией;

• характеристика роли моллюсков в природе и в жизни человека;

• составление характеристики типа;

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик. Внешнее строение. Места обитания и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни.

Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения майского жука. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые.

Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать ракообразных, паукообразных, насекомых на таблицах, рисунках, в коллекциях и описывать их;

· сравнение животных между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

· обоснование принадлежности ракообразных, паукообразных, насекомых к типу членистоногие;

· объяснение особенностей их строения в связи со средой обитания;

· установление взаимосвязи строения органов с выполняемой функцией;

· объяснение причин многообразия форм и широкого распространения членистоногих в природе;

· характеристика роли ракообразных в природе и в жизни человека;

· умение работать с натуральными объектами;

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации о членистоногих Ростовской области (РК)

Тема 8. Тип Хордовые (6 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника.

Общая характеристика подтипа Черепные.

Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы.

Особенности строения на примере окуня речного. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыбы, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы.

Плавательный пузырь и его значение.

Размножение и развитие рыб.

Особенности поведения. Миграции рыб.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты.

Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение и происхождение позвоночных животных.

Промысловое значение рыб.

Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые и др.

Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах.Акклиматизация рыб.

Аквариумное рыбоводство.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать представителей типа на таблицах, рисунках и описывать их;

· Обоснование особенностей строения хордовых, связанные со средой обитания;

· характеристика ланцетника как представителя бесчерепных;

· проведение наблюдения за поведением аквариумных рыб;

· умение распознавать рыб на таблицах, рисунках и описание их;

· Обоснование особенностей строения рыб, связанные с жизнью в воде;

· Умение распознавать рыб, системы их органов на таблицах, рисунках и описание их;

· объяснение взаимосвязи плодовитости рыб и ухода за потомством;

· умение распознавать хрящевых и костных рыб на таблицах, рисунках и описание их;

· сравнение хрящевых и костных рыб между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации о рыбах, имеющих значение в Ростовской области (РК)

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика класса.

Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Годовой цикл жизни земноводных. Анабиоз.

Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые ( лягушки, жабы, квакши, жерлянки ) земноводные.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать земноводных, системы их органов на таблицах, рисунках и описывать их;

· сравнение рыб и земноводных между собой и формулировка выводов на основе сравнения;

· умение выделять черты приспособленности земноводных к среде обитания;

· установление взаимосвязи строения органов с выполняемой функцией;

· обоснование принадлежности земноводных к тому или иному отряду;

· характеристика значения земноводных в природе и жизни человека;

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации о земноводных Ростовской области (РК)

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика класса.

Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения на примере ящерицы прыткой.

Приспособления к жизни наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки. (РК) Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Значение змей в природе и жизни человека.

Размножение и развитие черепах и крокодилов.

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать пресмыкающихся, системы их органов на таблицах, рисунках; и описывать их

· сравнение земноводных и пресмыкающихся между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

· Обоснование особенностей строения органов с выполняемой функцией;

· сравнение особенностей размножения земноводных и пресмыкающихся между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

· обоснование принадлежности пресмыкающихся к тому или иному отряду;

· характеристика значения пресмыкающихся в природе и жизни человека;

· умение оказывать первую помощь при укусах змей;

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации о пресмыкающихся Ростовской области (РК)

Тема 11. Класс Птицы (8 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика класса.

Среда обитания птиц.

Особенности внешнего и внутреннего строения.

Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение птиц.

Многообразие птиц.

Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать птиц, системы их органов на таблицах, рисунках и описывать их;

· сравнение птиц между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

· объяснение особенностей их строения в связи со средой обитания;

· умение проводить наблюдения за поведением птиц;

· установление взаимосвязи строения органов с выполняемой функцией;

· характеристика сезонных явлений в жизни птиц

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации о птицах Ростовской области (РК)

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Общая характеристика класса.

Места обитания млекопитающих.

Особенности внешнего и внутреннего строения.

Усложнение строения покровов, пищеварительной, нервной, кровеносной, дыхательной, выделительной систем, органов чувств, поведения по сравнению пресмыкающимися.

Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные.

Важнейшие отряды плацентарных. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные ( Псовые, Кошачьи, Куньи. Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком.

Значение млекопитающих.

Промысел и промысловые звери.

Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· Умение распознавать млекопитающих, системы их органов на таблицах, рисунках и описывать их;

· сравнение млекопитающих и пресмыкающихся между собой и формулировка выводов на основе сравнения.

· проведение наблюдения за поведением домашних животных;

· объяснение особенностей их строения в связи со средой обитания;

· умение обосновывать высокую организацию млекопитающих;

· установление взаимосвязи строения органов с выполняемой функцией;

· умение распознавать млекопитающих разных подклассов, отрядов на таблицах, рисунках и описывать их;

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации о различных отрядах, представителях млекопитающих в Ростовской области (РК)

· умение распознавать млекопитающих разных экологических групп на таблицах, рисунках и описывать их;

· характеристика значения млекопитающих в природе и жизни человека;

· описание основных видов промысловых зверей, пород домашних животных;

· объяснение необходимости рационального использования, охраны млекопитающих;

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (2 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Историческое развитие животного мира, доказательства.

Основные этапы развития животного мира на Земле.

Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия живого мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники, заказники

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-проекты.

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры

Коллективные формы обучения: экскурсия

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

· получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую.

· характеристика основных эволюционных событий в животном мире;

· объяснение причин эволюции живой природы;

· умение приводить доказательства изменяемости животного мира;

· формулировка выводов об усложнении животного мира в процессе эволюции.

· объяснение родства и общности происхождения животных на примере отдельных групп;

· характеристика уровней организации живого;

· соблюдение правил бережного отношения к животным, природным сообществам, поведения в природе;

· в результате работы с литературными источниками проводить самостоятельный поиск биологической информации об охраняемых в Ростовской области млекопитающих (РК

Тема 14. Повторение и контроль (5 часов)