Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

· раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

· демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

· раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

· объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

· применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

· составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

· характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

· приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

· прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

· использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

· приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

· проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

· владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

· проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

· владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

· осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

· критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

· представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

· иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

· использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

· объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

· устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

· устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

В результате освоения учебного курса «Химия. 10 класс» учащиеся будут:

Знать:

· знать химическую символику, важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

· знать законы сохранения вещества, постоянства состава, периодический закон, теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций, теорию строения органических соединений;

· представлять химическую реакцию как результат взаимодействия веществ;

· представлять взаимосвязь состава и химических свойств органических веществ;

· классификацию и номенклатуру органических соединений;

· знать вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, уксусная кислота, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Уметь:

· решать задачи по органической химии

Составлять:

· структурные формулы органических веществ изученных классов,

· уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

Распознавать:

· изомеры по структурным формулам;

· соединения и полимерные материалы по известным признакам;

Разъяснять:

· на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений

· взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

Объяснять:

· свойства веществ на основе их химического строения;

Выполнять:

· простейшие опыты с органическими веществами,

· расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности для:

· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

· определения возможности протекания химических превраще­ний в различных условиях и оценки их последствий;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде; умения осознанно применять экологическую модель поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей сре­ды на организм человека и другие живые организмы;

· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников, касающихся проблем и достижений химии;

· безопасного обращения с горючими и токсичными вещества­ми, лабораторным оборудованием;

· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

· представлений о способах очистки веществ.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Введение в органическую химию (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

§ В ходе выполнения упражнений составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознавать изомеры по структурным формулам;

§ разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений

Тема 2. Предельные углеводороды (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Алканы. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств алканов. Химические свойства (на примере метана и этана): галогенирование, горение, термические превращения (разложение, дегидрирование). Нахождение в природе и применение алканов.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы алканов

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· характеризовать химические свойства в ходе составления уравнений химических реакций, подтверждающих свойства алканов, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· распознавать соединения по известным признакам

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 3. Непредельные углеводороды (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Алкены. Гомологический ряд, номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле. Физические и химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), горения, полимеризации. Получение (дегидрированием алканов, дегидратацией спиртов) и области применения алкенов.

Алкадиены. Понятие о диеновых УВ. Дивинил (бутадиен-1,3) и изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С.В.Лебедева.

Алкины. Понятие об алкинах. Гомологический ряд алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация) и горения. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Применение ацетилена.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы алкенов, алкинов, алкадиенов

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· характеризовать химические свойства в ходе составления уравнений химических реакций, подтверждающих свойства алкенов, алкинов, алкадиенов, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· распознавать соединения по известным признакам

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 4.Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Арены. Понятие о циклических и ароматических УВ. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (бромирование), присоединения (гидрирование), горения. Получение бензола циклотримеризацией ацетилена, его применение.

Генетическая взаимосвязь УВ

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· с оставление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы аренов

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· характеризовать химические свойства в ходе составления уравнений химических реакций, подтверждающих свойства аренов, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· распознавать соединения по известным признакам

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 5. Функциональные производные углеводородов (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Понятие функциональной группы.

Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура. Физические и химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): взаимодействие с активны­ми металлами, кислотами, галогеноводородами. Внутримоле­кулярная дегидратация. Горение спиртов. Качественная ре­акция на спирты. Получение этанола гидратацией этилена и путем спиртового брожения глюкозы. Применение спиртов. Действие спиртов на организм.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Ток­сичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов.

Фенол. Физические свойства, токсичность фенола. Хими­ческие свойства: реакции с участием гидроксильной группы (кислотные свойства) и бензольного кольца. Качественная ре­акция на фенол и его применение. Охрана окружающей сре­ды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· с оставление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы спиртов, фенолов

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· характеризовать химические свойства в ходе составления уравнений химических реакций, подтверждающих свойства спиртов, фенолов, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· распознавать соединения по известным признакам

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 6. Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные (7 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Альдегиды. Состав, номенклатура, физические свойства. Хи­мические свойства: реакции присоединения (гидрирования), окисления (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди(П)). Получение альдегидов окислением спиртов.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты . Гомологический ряд, номенклатура, физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями,основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами. Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. При­меры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры — сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирова­ние жиров в промышленности. Превращение жиров пищи в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Понятие о синтетических моющих средствах (СМС). Защита природы от загрязнения СМС.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· с оставление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы альдегидов и кетонов, предельных одноосновных карбоновых кислот, жиров, мыл

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· характеризовать химические свойства в ходе составления уравнений химических реакций, подтверждающих свойства альдегидов и кетонов, предельных одноосновных карбоновых кислот, жиров, мыл, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· распознавать соединения по известным признакам

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 7. Полифункциональные соединения (3 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Углеводы.Моносахариды. Глюкоза. Нахождение в природе. Альдегид­ная форма строения молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидрок­сильных групп, брожение. Биологическая роль и применение.

Дисахариды. Сахароза. Состав, нахождение в природе, свойства и применение сахарозы. Биологическое значение.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры, их состав, нахождение в природе, свойства и приме­нение. Биологическая роль крахмала и целлюлозы.

Волокна. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Синтетические волокна, их свойства и практическое использование.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· с оставление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы углеводов

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· характеризовать химические свойства в ходе составления уравнений химических реакций, подтверждающих свойства углеводов, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· распознавать соединения по известным признакам

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 8.Амины. Аминокислоты. Белки (1 час)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклату­ра, физические и химические свойства (взаимодействие с во­дой и кислотами, горение). Применение аминов.

Аминокислоты. Состав и номенклатура. Физические свой­ства. Аминокислоты как амфотерные органические соедине­ния. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Состав белков. Физи­ческие и химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки. Превращения бел­ков пищи в организме. Биологические функции белков.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· выполнение лабораторных работ под руководством учителя;

· с оставление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· умение составлять структурные формулы аминов, аминокислот, белков

· строить молекулу белка из аминокислот

· распознавать изомеры по структурным формулам;

· составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства аминов, аминокислот, белков, их генетическую связь, важнейшие способы получения;

· объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

· разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

· выполнять простейшие опыты с органическими веществами,

· проводить качественные реакции на белок

· распознавать соединения и полимерные материалы по известным признакам;

· проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

Тема 9. Биологически активные вещества (1 час)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Ферменты – биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов в сравнении с небиологическими катализаторами. Применение и биологическое значение ферментов.

Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов и их биологическая роль.

Гормоны. Классификация гормонов: стероидные, пептидные и белковые. Гормоны – производные тирозина. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.

Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление резистентности микроорганизмов к тому или иному препарату

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, обобщающие и контрольные уроки

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

· с оставление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

· давать определения терминам: ферменты, витамины, гормоны, лекарственные препараты

· объяснять значение в природе и в жизни человека ферментов, витаминов, гормонов, лекарственных препаратов

Тема 10. Обобщение и контроль (1 час)