1. Планируемые результаты:
Предметные:
Обучающийся научится:
— уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;
— уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита);
— владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц);
— понимать, что такое орфограмма («место» в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению);
— использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
— применять правило употребления больших букв в именах собственных;
— применять правило переноса слов по слогам;
— определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
— определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога);
— построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
— записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
— выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
— записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25—30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;
— контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
— читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения — 30—40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
— строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога;
- общему представлению о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного);
- уметь правильно называть буквы русского алфавита (зачем нужна каждая буква русского алфавита);
- понимать, что такое орфограмма (элемент «места» в буквенной записи (слова), который не может быть точно определён по произношению);
- использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
-применять правило употребления больших букв в именах собственных;
- строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощённую фонетическую транскрипцию слова;
- контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
• умению оценивать результат своей работы по линеечкам - по критериям, предложенным учителем;
• принимать оценку учителем результата своей работы;
• сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
• способности использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) собственной звучащей речи на русском языке.
Обучающийся получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
Обучающийся научится:
-умению прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании;
-осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе);
--использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
-умению обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-проводить сравнение по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
• умению участвовать в коллективно-распределённом диалоге и работать в группе при решении учебно-практических задач;
• умению показать готовность группы к следующему этапу работы);
• осуществлять информационный поиск для успешного решения практических задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому);
• признавать существования у людей различных точек зрения по обсуждаемому вопросу;
• формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
· осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;
· осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
· уважительное отношение к другим ученикам, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;
· умение дружно работать в паре, группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада;
· умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
· умение работать в паре со сверстником
Обучающийся получит возможность научиться:
•внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Чтение. Работа с текстом
Обучающийся научится:
Поиск информации и понимание прочитанного:
- формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Преобразование и интерпретация информации:
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Оценка информации:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
2. Содержание курса «Русский язык»
Букварный период (207 часов)
Формирование начальных представлений о слове. Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова -„помощники“ — на примере предлогов и союзов).
Звуковой анализ слова. Звуки речи как „строительный материал“ слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове.
Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Формирование действий письма и чтения. Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А,О,У,Ы,Э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М,Н,Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я,Ё,Ю,И,Е), две „работы“ гласных букв.
Представление об орфограмме как элементе („части“) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов.
Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г—К, В—Ф и т.д.).
Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква Й, буквы Я,Ё,Ю,Е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о „работе“ гласных букв.
Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН (наблюдения). „Разделительные знаки“ Ь и Ъ (наблюдения).
Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит.
Систематический курс (послебукварный период) – 50 часов
1. Чего больше: гласных звуков или гласных букв?
Знакомство с учебником. Правила списывания.
Постановка учебной задачи: «Чего больше: гласных звуков или гласных букв?» Гласные буквы для обозначения твёрдости и мягкости согласных.
Составление таблицы гласных букв. Функция гласной буквы в разных позициях. Небуквенное письмо .
2. Чего больше: согласных звуков или согласных букв?
Постановка УЗ: «Чего больше: согласных звуков или согласных букв?» Обозначение пары согласных звуков по твёрдости/ мягкости одной буквой. Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки.
Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки по глухости/звонкости. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. Рифма (наблюдение). Систематизация знаний о работе согласных букв. Замена твёрдых согласных мягкими при слово-образовании типа МОСТ-МОСТИК (наблюдения). Выражение цели высказывания с помощью интонации.
3. Какими буквами обозначают звук [й′] ?
Постановка УЗ: «Какими буквами обозначается звук [й']?» Разные способы обозначения звука [й']. Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Я, Е, Ё, Ю. Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Ь, Ъ и Я, Е, Ё, Ю. Систематизация знаний о способах обозначения звука [й′]. Исторические сведения об особенностях буквы Ъ.
4. Что мы знаем об орфограммах?
Постановка УЗ: «Что мы знаем об орфограммах?» Употребление гласных А,У, И ,Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. Выбор букв И-Ы после Ц. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН. Выбор букв О-Ё после букв шипящих. Обозначение звука [й′] с помощью разделительных Ь и Ъ и гласных Я,Е,Ё,Ю,И. Основное правило переноса слов. Перенос слов в случае с буквой Ь в середине слова. Перенос слов в случае с буквой Й в середине слова. Отработка различных случаев переноса слов. Систематизация орфограмм (составление таблицы). Исторические сведения об особенностях буквы Э.
5. Как записать высказывание?
Постановка УЗ: «Как записывать высказывание?» Орфограмма пробела. Оформление начала и конца высказывания на письме. Орфограмма большой буквы в именах собственных. Оформление высказывания-сообщения и высказывания-вопроса на письме. Систематизация знаний по теме «Фонетика и орфография». Смысловые части высказывания (наблюдения за предметом сообщения и сообщением о предмете). Отработка навыка смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение. Логическое ударение (наблюдение). Систематизация изученного, обобщение. Рефлексия "Чему я научился в 1 классе?"
2. Календарно-тематическое планирование (букварный период)
Календарно-тематическое планирование
(послебукварный период)
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
примечание |
1. Чего больше: гласных звуков или гласных букв? (6 часов) | |||
1 |
Знакомство с учебником. Правила списывания. |
|
|
2 |
Постановка учебной задачи: «Чего больше: гласных звуков или гласных букв?» Работа гласных букв по обозначению твердости-мягкости согласных. |
|
|
3 |
Работа гласных букв по обозначению твёрдости и мягкости согласных. |
|
|
4 |
Составление таблицы гласных букв. |
|
|
5 |
Работа гласной буквы в разных позициях. |
|
|
6 |
Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв. «Можно ли без букв?» |
|
|
2. Чего больше: согласных звуков или согласных букв? (9 часов) | |||
7 |
Постановка УЗ: «Чего больше: согласных звуков или согласных букв?» |
|
|
8 |
Обозначение пары согласных звуков по твёрдости/ мягкости одной буквой. |
|
|
9 |
Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. |
|
|
10 |
Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки по глухости/ звонкости. |
|
|
11 |
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. |
|
|
12 |
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. |
|
|
13 |
Рифма (наблюдение). |
|
|
14 |
Систематизация знаний о работе согласных букв. |
|
|
15 |
«История со звуками». Выражение цели высказывания с помощью интонации. |
|
|
3. Какими буквами обозначают звук [й′] (7 часов) | |||
16 |
Постановка УЗ: «Какими буквами обозначается звук [й']?» Разные способы обозначения звука [й']. |
|
|
17 |
Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Я, Е, Ё, Ю. |
|
|
18 |
Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Ь и Я, Е, Ё, Ю. |
|
|
19 |
Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й и букв Ь,Ъ и Я, Е, Ё, Ю. |
|
|
20 |
Систематизация знаний о способах обозначения звука [й′]. |
|
|
21 |
Систематизация знаний о способах обозначения звука [й′]. |
| |
22 |
«Безработная буква». «Странное имя буквы». |
|
|
4. Что мы знаем об орфограммах? (15 часов) | |||
23 |
Постановка УЗ: «Что мы знаем об орфограммах?» |
|
|
24 |
Употребление гласных А,У, И ,Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. |
|
|
25 |
Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы после Ц в конце слова. |
|
|
26 |
Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы после Ц в конце слова. |
|
|
27 |
Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН. |
|
|
28 |
Выбор букв О-Ё после букв шипящих. |
|
|
29 |
Обозначение звука [й′] с помощью разделительных Ь и Ъ и гласных Я,Е,Ё,Ю,И. |
|
|
30 |
Основное правило переноса слов. |
|
|
31 |
Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм. |
| |
32 |
Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм. |
|
|
33 |
Систематизация изученного об орфограммах. |
|
|
34 |
Систематизация изученного об орфограммах. |
|
|
35 |
«Буква-скромница». |
|
|
36 |
Систематизация изученного об орфограммах. |
|
|
37 |
Систематизация изученного об орфограммах. |
|
|
5. Как записать высказывание? (13 часов) | |||
38 |
Постановка УЗ: «Как записывать высказывание?» Орфограмма пробела. |
|
|
39 |
Оформление начала и конца высказывания на письме. |
|
|
40 |
Орфограмма большой буквы в именах собственных. |
|
|
41 |
Оформление высказывания-сообщения и высказывания-вопроса на письме. |
|
|
42 |
Смысловые части высказывания (наблюдения). |
|
|
43 |
Систематизация знаний по теме. |
|
|
44 |
Что же было самым главным? |
|
|
45 |
«Задачка про высказывание». |
|
|
46 |
Итоговая проверочная работа. |
|
|
47 |
Анализ проверочной работы. Коррекционная работа. |
|
|
48 |
Систематизация изученного. |
|
|
49 |
Систематизация изученного. |
|
|
50 |
Систематизация изученного. |
|
|