Описание
образовательной программы начального общего образования
Образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования (НОО) и направлена на:
- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа НОО разработана педагогическим коллективом МБОУ гимназии № 12 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, с учётом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей МБОУ гимназии № 12, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК системы Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова и «Перспективной начальной школы», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).
Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;
- метапредметные результаты: освоение обучающимися УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Гимназия – это образовательное учреждение, дающее гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур, реализует задачи интеллектуального и нравственного развития личности.
В соответствии с особенностями образования в гимназии и Стандартом на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Основной целью начального этапа развивающего образования в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова является формирование психологических механизмов учебной деятельности, т. е. механизмов, позволяющих ученикам ставить пред собой очередную учебную задачу и находить средства и способы её решения. Важнейшим условием достижения этой цели является включение в деятельность учащихся понятия, т. е. той особой формы знания, в которой фиксируется общий способ построения определённого класса действий с изучаемым объектом.
Данная цель направлена на реализацию следующих задач:
- заложить основы желания и умения учить себя самостоятельно;
- заложить способности к рефлексии как основе теоретического мышления и сознания и в сфере контрольно-оценочных действий, и при решении учебной задачи;
- сформировать умение работать с различными видами моделей (знаковых, графических, словесных) на этапе обсуждения «продукта» решения учебной задачи (фиксация способов, последовательности и результатов проделанной работы);
- освоить способы внутригруппового и межгруппового взаимодействия учащихся при решении учебной задачи.
Принципы построения содержания и способов обучения в системе Эльконина-Давыдова.
1. Принцип поиска.
2. Принцип постановки учебной задачи.
3. Принцип содержательного обобщения.
4. Принцип моделирования.
5. Принцип движения от общего к частному.
6. Принцип соответствия содержания и формы.
Таким образом, система Эльконина-Давыдова на первой ступени образования ставит своей задачей не получение ребёнком суммы знаний, умений и навыков, а формирование общих способностей, познавательного интереса, другими словами, «инструмента», с помощью которого он сможет продолжать своё образование на следующей ступени школы.
Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа» является оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Средствами УМК решаются следующие задачи:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;
- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.
Основными принципами развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:
1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития.
2. Принцип целостности образа мира.
3. Принцип практической направленности предусматривает формирование УУД.
4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.
5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частого к пониманию общего и затем от общего к частному.
6. Принцип охраны и укрепления психического и физического развития ребёнка.
В разработке программы принимал участие Управляющий Совет гимназии, обеспечивающий государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
Содержание основной образовательной программы образовательной организации отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
– систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
– программы отдельных учебных предметов;
– программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
– программу коррекционной работы;
– программу воспитания и социализации учащихся.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основных образовательных программ.
Организационный раздел включает:
– учебный план;
– план внеурочной деятельности;
– календарный учебный график;
– систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В заключительном разделе образовательной программы размещена историческая справка о развитии гимназии с начала ХХ века, её традициях и достижениях.