Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Цвета сайта:
Размер шрифта:
Шрифт:
Arial Times New Roman Verdana
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Голосовой диктор:
Включить

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 









ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 

Уважаемые родители!

Приём заявлений для зачисления в первый класс в МБОУ гимназию № 12 начинается 1 апреля 2021 года.

Администрация гимназии


Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Обществознание» 5 класс

Ученик научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека, возможности и ограничения каждого возрастного периода;

 • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

 • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

 

 Ученик получит возможность научиться:

 • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

 • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

 • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

 

В результате освоения учебного курса «Обществознание» 5 класс обучающиеся должны:

знать / понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

·         осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

·         освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

·         осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·         понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

·         способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

·         овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

·         способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

·         готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

·         овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

·         способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·         умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·         расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

·         готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

 

 

Структура курса.

№ п/п

Наименование модуля (главы)

Количество часов

1.       

      Введение

1

2.       

Человек

5

3.       

Семья

5

4.       

Школа

6

5.       

Труд

6

6.       

Родина

10

7.       

Повторение

2

 

Итого

35

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Групповые формы обучения: обучающие игры

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

 

Глава 1. Введение (1 час)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.

Познакомиться с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.

Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания

 

Глава 2. Человек (5 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

 

     Отрочество — особая пора жиз­ни. Особенности подросткового воз­раста. Размышления подростка о будущем.   Самостоятельность — по­казатель взрослости.

 

Почему человеком нельзя стать без общения.

Особенности общения подрост­ков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнё­рами.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать при­мерами биологическое и социальное в природе человека.

Сравнивать свойства человека и животных.

 

 

Описывать основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взросло­сти.

Раскрывать на конкретных примерах значе­ние самостоятельности как показателя взрослости.

 

 

 

     Обобщить и закрепить знания о связи со­циального в человеке с общением, обменом ин­формацией и другими результатами психической деятельности.

Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и рас­ширения позитивного опыта общения.

Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлек­сивных способностей подростков.

 

Глава 3. Семья (5 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. От­ношения между поколениями. Се­мейные ценности и нормы.

 

     Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности под­ростка. Рациональное ведение хо­зяйства.

 

     Свободное время. Занятия физ­культурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

 

     Я и моя семья.

Учимся рационально вести до­машнее хозяйство.

     Семейный досуг и здоровый об­раз жизни.

 Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколен­ные семьи.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с отношениями в семье, типич­ными для разных стран и исторических периодов.

Выражать собственную точку зрения на зна­чение семьи.

 

Характеризовать совместный труд членов се­мьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать свои обязанности в ведении се­мейного хозяйства.

 

 

 

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с проведением подростками сво­бодного времени.

Описывать и оценивать собственные увлече­ния в контексте возможностей личностного раз­вития.

Характеризовать значимость здорового об­раза жизни.

 

 

Систематизировать и обобщить знания по теме «Семья».

Способствовать развитию умения анализи­ровать простейшие ситуации, связанные с се­мейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семей­ным досугом.

Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.

Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы.

Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии соб­ственного вклада в семейный уют, здоровый об­раз жизни семьи.

Развивать следующие универсальные учеб­ные действия: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать соб­ственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в со­трудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно ис­пользовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе.

 

Глава 4. Школа (6 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Роль образования в жизни че­ловека. Значение образования для общества. Ступени школьного об­разования.

 

   

 

 

 

Образование и самообразование. Учение вне стен школы Умение учиться.

 

   

 

 

 Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

 

    

 

Школа в жизни человека и об­щества.

«Век живи — век учись».

Учись учиться.

Мои соученики (одноклассники).

 

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Описывать систему общего школьного обра­зования в нашей стране.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произ­ведений.

 

Характеризовать значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического приме­нения получаемых в школе знаний.

 

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость под­держки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

 

Систематизировать полученную в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, свер­стниками, друзьями.

Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учёбу как основ­ной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитив­ные результаты учения; в) выявлять возмож­ности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы при­чинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одно­классниками, сверстниками, друзьями; д) иллю­стрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.

Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения об­щаться в процессе обучения со сверстниками.

 

Глава 5. Труд (6 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия чело­века. Благотворительность и меце­натство.

 

  

 

  Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в ис­кусстве.

 

  Каким бывает труд человека. Труд и его оценка.

Труд и творчество.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества.

Характеризовать особенности труда как од­ного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку труда.

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к раз­личным средствам достижения успеха в труде.

 

Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений из­вестных мастеров.

 

 

Систематизировать знания учащихся о раз­личных видах труда, его творческой природе, зна­чении труда в жизни общества.

Способствовать воспитанию уважения к лю­дям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.

Развивать умение работы с различными адап­тированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творче­ские задачи.

Глава 6. Родина (10 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

    Россия — федеративное госу­дарство. Структура России как фе­дерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

 

  

  Государственные символы Рос­сии. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.

История государственник симво­лов. Москва — столица России.

 

 

     Гражданин — Отечества достойные сыны.

Права граждан России. Обязан­ности граждан РФ. Гражданствен­ности.

 

 

    

 

 

     Россия — многонациональное государство. Национальность чело­века. Народы России — одна семья. Многонациональная культура Рос­сии. Межнациональные отношения.

 

     Наша Родина — Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой нацио­нальности.

 

Объяснять смысл понятия «субъект Россий­ской Федерации».

Знать и называть статус субъекта РФ, в ко­тором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Раскрывать функции русского языка как го­сударственного.

 

Описывать основные государственные сим­волы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ.

Использовать дополнительные источники ин­формации для создания коротких информацион­ных материалов, посвящённых государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве — столице России.

 

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть и иллюстрировать примерами ос­новные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выпол­нения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку про­явлениям гражданственности, представленным в СМИ.

 

Характеризовать и конкретизировать при­мерами этнические и национальные различия.

Показывать на конкретных примерах истори­ческого прошлого и современной жизни россий­ского общества проявления толерантного отноше­ния к людям разных национальностей.

 

 

 

 

Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федератив­ном характере многонационального Российско­го государства, основных правах и обязанностях российских граждан.

Способствовать осознанию на практике зна­чения уважительного отношения к людям различ­ных национальностей, существующих в обществе правил толерантного поведения.

Воспитывать уважение к государственным символам России, её государственному языку.

Создавать условия для развития универсаль­ных учебных действий: умения взаимодействовать в группе, умения работать с различными инфор­мационными источниками, умения осуществлять поиск информации в Интернете, умения презен­товать свои работы по определённой теме.

 

 

Глава 7. Повторение (2 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Заключительные уроки

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год.

Развивать рефлексивные умения, способно­сти к адекватной самооценке.

Наметить перспективы работы в следующем учебном году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание».

5 класс (35 ч.)

№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения урока

 

 

Введение (1 ч.)

 

 

 

1

Вводный урок

1

 

 

 

Человек (5 ч.)

 

 

 

2-3

Загадка человека

2

 

4-5

Отрочество — особая пора жизни

2

 

6

Практикум по теме «Человек»

1

 

 

 

Семья (5 ч.)

 

 

 

7

Семья и семейные отношения

1

 

8

Семейное хозяйство

1

 

9

Свободное время

1

 

10-11

Практикум по теме «Семья»

2

 

 

 

Школа (6 ч.)

 

 

 

12-13

Образование в жизни человека

2

 

14-15

Образование и самообразование

2

 

16

Одноклассники, сверстники, друзья

1

 

17

Практикум по теме «Школа»

1

 

 

 

Труд (6 ч.)

 

 

 

18-19

Труд — основа жизни

2

 

20-21

Труд и творчество

2

 

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

 

 

 

Родина (10 ч.)

 

 

 

24-25

Наша Родина — Россия

2

 

26-27

Государственные символы России

2

 

28-29

Гражданин России

2

 

30-31

Мы — многонациональный народ

2

 

32-33

Практикум по теме «Родина»

2

 

34-35

Заключительные уроки

2