Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ  являются следующие умения: 

- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;

- овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;

- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ  являются следующие умения:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

- умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Основы комплексной безопасности

– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;

– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций

– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций  для личности, общества и государства;

– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;

– классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

– адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

– адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации

– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;

– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;

– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции.

Основы здорового образа жизни

– характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

– описывать факторы здорового образа жизни;

– объяснять преимущества здорового образа жизни;

– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;

– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;

– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;

– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;

– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;

– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;

– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний;

– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Основы обороны государства

– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;

– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;

– характеризовать историю создания ВС РФ;

– описывать структуру ВС РФ;

– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;

– распознавать символы ВС РФ;

– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.

Правовые основы военной службы

– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;

– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;

– раскрывать организацию воинского учета;

– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ.

Элементы начальной военной подготовки

– выполнять строевые приемы и движение без оружия;

– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении;

– применять средства индивидуальной защиты;

– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;

– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;

– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

– устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

– объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;

– приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

2. Содержание  учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Программа состоит из 3 разделов:

Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Глава 1. «Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».

 Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходык изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.Основы управления безопасностью в системе «человек — среда

обитания».

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательнаяслужба МЧС России. Международное сотрудничество Россиипо противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуацийтехногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.Экстремальные ситуации криминогенного характера.Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизми безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность.Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характераи безопасность

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средствпоражения. Защита населения и территорий от радиационнойопасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерациина защите государства от военных угроз

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.Особенности военной службы по призыву и альтернатив-

ной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российскихвоинов.

Раздел 3. Основы медицинских знаний

и здорового образа жизни

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья:инфекционные и неинфекционные заболевания

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие.Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Основы здорового образа жизни:

Демографическая ситуация в России. Культура здоровогообраза жизни. Культура питания. Культура здорового образажизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Оказание первой помощипри неотложных состояниях

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Перваяпомощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.Медико-психологическая помощь. Первая помощь приранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах,обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортномпроисшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Групповые формы обучения: обучающие игры, викторины

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, анализ ситуации,  сообщение,  доклад, реферат,  проект,  творческие работы.

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

Основные виды учебной деятельности

1) учебно-познавательная:

развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ в процессе повторения пройденного: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья; закрепление нового материала на репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания; планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме; опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);

 2) аналитическая:

выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности; моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности;

3) практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности:

формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:

 — мотивационный компонент — формирование личных убеждений, ценностей и смыслов изучаемых понятий предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

 — информационный компонент — формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нем; использование научных подходов в освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по предмету ОБЖ, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

 — операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации.

3. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела программы, тема.

Кол-во часов

Дата

проведения

10-а

Дата

проведения

10-б

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Урок 1

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.

1

Урок 2

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Урок 3

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Урок 4

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

Урок 5

Правила и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

1

Урок 6

Защита национальной безопасности государства от военных угроз.

1

Урок 7

Защита личности, общества государства от угроз социального характера.

1

Урок 8

Противодействие экстремизму.

1

Урок 9

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.  Контроль знаний (тестирование)

1

Урок 10

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

Урок

11

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях.

1

Урок 12

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

1

Урок 13

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Урок 14

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

1

Раздел 2. Военная безопасность государства.

Урок 15

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. 

1

Урок 16

Защита населения и территорий от радиационной опасности.

1

Урок 17

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.

1

Урок 18

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.

1

Урок 19

Средство индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Контроль знаний (тестирование)

1

Урок 20

Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы.

1

Урок 21

Состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

1

Урок 22

Воинская обязанность и военная служба.

1

Урок 23

Правила и обязанности военнослужащих.

1

Урок 24

Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации

1

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Урок 25

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья.

1

Урок 26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Урок 27

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.  

1

Урок 28

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.

1

Урок 29

Профилактика заболеваний передаваемых половым путём.

1

Урок 30

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.

1

Урок 31

Правила оказания первой помощи при травмах.

1

Урок 32

Первая помощь при кровотечениях, ранениях.

1

Урок 33

Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация.

1

Урок 34

Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

1

Урок 35

Первая помощь. Контрольная работа по разделу.

1

Всего часов:

35